Приложение 1
к приказу Министра просвещения
Республики Казахстан
от 16 сентября 2022 года № 399
Типовая учебная программа по учебному предмету "Әліппе" для 1 класса уровня начального образования (с казахским языком обучения)
Глава 1. Общие положения
1. Типовая учебная программа "Әліппе" (далее - программа) разработана в соответствии c Государственными общеобязательными стандартами дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденными приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 29031).
2. Структура и содержание учебной программы определены на основе общедидактических принципов и методических принципов А. Байтурсынова:
1) упражнения со звуками;
2) учет функции каждого звука в слове;
3) переход от легкого к трудному, от простого к сложному;
4) самостоятельное получение знаний через опыт.
3. Последовательность изучения букв была построена в зависимости от их частоты, сочетания и словообразовательной функции в тексте на основе исследований А. Байтурсынова, ученых-лингвистов и методистов.
4. Цель учебного предмета "Әліппе" - обучение грамоте, чтению и письму, усвоение основных языковых понятий и типов речи и формирование личности на основе национальных духовных ценностей.
5. Задачи предмета "Әліппе":
1) адаптация к учебной деятельности;
2) формирование элементарных представлений (различение, сравнение, группирование и анализ) о звуке, слоге, слове, предложении, тексте (речи);
3) формирование умения распознавать звуки и буквы (печатные и письменные);
4) формирование навыков чтения (чтение слов по слогам, целыми словами, с пониманием текста, выразительное чтение) и письма;
5) совершенствование форм коммуникативной деятельности, обогащение словарного запаса;
6) формирование основ национальных духовных ценностей, любви к родному языку, Родине, народу, его культуре и традициям.
Глава 2. Организация содержания учебного предмета "Әліппе"
Параграф 1. Содержание учебного предмета "Әліппе"
6. Объем учебной нагрузки по предмету составляет 6 часов в неделю, в 1 полугодии 96 часов.
7. Содержание учебного предмета:
1) система звуков и букв казахского языка;
2) основные единицы языка (звук, слог, слово, предложение, текст);
3) элементарные грамматические навыки по казахскому языку;
4) элементарные понятия орфоэпических, орфографических, пунктуационных норм.
8. В процессе обучения выделяются два периода (добукварный – 12 часов, букварный – 84 часа).
9. Содержание предмета "Әліппе" реализуется в I полугодии с помощью учебника "Әліппе" (добукварный и букварный периоды).
10. Порядок и объем усвоения букв алфавита и звукового значения каждой буквы, элементарных языковых понятий:
1) 1 четверть: простое представление об языковых понятиях (речевые навыки) (добукварный период) – 12 часов;
а, р, л, у, н, закрепление (2 часа) – 12 часов;
с, о, т, қ, ы, з, м, е, д, ш, ұ, закрепление (2 часа) – 24 часа;
Примечание: на изучение буквы отводится 2 часа, оставшиеся часы отводятся на повторение по усмотрению учителя.
2) 2 четверть:
б, й, к, і, ң, ғ, ж, ә, п, ү, закрепление (3 часа) – 24 часа;
ө, г, и, я, ю, х, h, щ, в, э, Ұ, ц, ф, ч, ь-ъ, алфавит – 2 часа, закрепление (4 часа) – 24 часа.
Примечание: ң – 3 часа, я, ю, х, һ, щ, в, э, Ұ, ц, ф, ч, ь-ъ по 1 часу; на остальные звуки и буквы дается по 2 часа.
Буквы изучаются в заданной программой последовательности.
11. Задачи добукварного периода:
1) привитие интереса к учебной деятельности;
2) формирование первоначальных представлений о речи (звук, слог, ударение, слово, предложение);
3) формирование навыков разпознавания и применения звуковых схем-моделей речи, предложений, слов, звуков, слогов;
4) проведение звукового анализ слова: определение количества слогов в слове, определение звуков внутри слова в двух, трех слоговых словах; различение гласные и согласные звуков;
5) подготовка к письму - развитие мелкой моторики рук (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв);
6) учить слышать и понимать вопрос, правильно отвечать на вопросы.
Примечание: объем прослушанного материала состоит из 10 предложений, стихотворение не должно превышать 3 строфы.
12. Задачи букварного периода:
1) знакомство с буквами казахского алфавита, обучение артикуляции звуков;
2) различение гласных и согласных звуков;
3) учить различать печатные и письменные виды букв;
4) учить составлять из звуков слоги, из слогов слова, из слов предложение; учить писать, читать;
5) формирование навыков правильного, плавного слогового чтения с переходом на чтение целыми словами на материале текстов учебника;
6) формирование навыков каллиграфического письма;
7) обогащение словарного запаса, учить выражать свои мысли;
8) формирование умения использовать основные виды знаков препинания (точка, вопросительный знак, восклицательный знак);
9) формирование любви к национальным духовным ценностям.
Примечание:
Объем письменных работ за первое полугодие: добукварный период графический диктант 1-3 знака; букварный период – буквенный диктант 3-5 букв, слоговый диктант 3-6 слогов, словарный диктант - 2-5 слов, диктант - 3-12 слов. Количество письменных заданий определяется учителем в зависимости от уровня подготовленности и потребностей обучающихся. Рекомендуется систематическое ежедневное проведение письменных работ.
13. Содержание базовых знаний предмета "Әліппе".
14. Аудирование и говорение:
1) формирование умения слушать речь учителя и других обучающихся, понимать смысл услышанного, правильно и точно отвечать на вопросы;
2) рассказывание сказок; заучивание стихотворений, считалок, скороговорок, пословиц, загадок;
3) формирование умения различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласных; делить слова на слоги; знания слогообразования гласных звуков;
4) обозначение звука буквой, установление соответствия/ несоответствия звукового и буквенного состава слова;
5) обогащение словарного запаса; формирование умения сочетать слова, составлять предложения, короткие тексты (на основе прослушанного/ прочитанного текста (по иллюстрациям, опорным словам, плану);
6) использование форм речевого этикета (приветствие, благодарность, извинение, просьба, прощание).
Примечание: Объем материала аудирования: 30 сек 1 мин.
15. Чтение
1) уметь понимать и распознавать структуру слов и предложений (определять количество слогов в слове, количество слов в предложении);
2) понимать значение слова, идею, выраженную в предложении;
3) распознавание особенностей парных звуков в казахском языке (а-ә, о-ө, ұ-ү, ы-і, л-р, н-ң, с-з, с-ш, ж-ш, п-б, к-қ, г-ғ), привитие навыков правильного произношения звуков в заимствованных словах;
4) читать вслух предложения (2-6 слов), текст (4-10 предложений); понимать прочитанное;
5) обучение плавному слоговому чтению слов различной структуры с переходом на чтение целыми словами, чтение предложений.
Примечание: объем текста для чтения составляет не более 4-6 предложений в начале изучения алфавита, не более 10 в конце. Количество слов в каждом предложении не более 2-6.
16. Письмо
1) подготовка к письму (правильная посадка, освещение, положение тетради и умение держать карандаш/ручку при письме); формирование умения ориентироваться на пространстве листа в тетради (рабочая строка, межстрочное пространство, верхняя и нижняя линии рабочей строки, вертикальные наклонные линии); рисование, штриховка, обводка, написание буквенных элементов;
2) составление предложений по картинке, составление предложений из заданных слов, определение количества слов в предложении, составление графических моделей предложений;
3) письмо элементов букв, заглавных и строчных букв и их соединений, слогов, слов, предложений с соблюдением каллиграфических норм;
4) понимание и применение знаний, что каждое предложение начинается с заглавной буквы, внутри предложения слова пишутся раздельно, в конце предложения ставится знак препинания;
5) отвечать письменно на простые вопросы, составлять текст на основе сюжетной картинки;
6) формирование навыков безошибочного, каллиграфического письма.
Параграф 2. Ожидаемые результаты по учебному предмету "Әліппе"
17. Ожидаемые результаты в добукварном периоде:
1) понимает первичные языковые понятия о речи, предложении, слове, слоге, звуке;
2) умеет слушать и понимать вопрос, отвечает на вопросы;
3) распознает графическую схему предложения, слова, слога, звука;
4) выполняет звуковой анализ слова;
5) составляет рассказ, на основе вспомогательных средств (опорная схема, сюжетный рисунок), сохраняя последовательность изложения;
6) умеет правильно использовать в общении словесный этикет (приветствие, благодарность, извинение, просьба, прощание);
7) раскрашивает картинки и элементы буков, представленные на странице тетради, рисует, проводит линии;
18. Ожидаемые результаты в букварном периоде:
1) распознает и различает звуки и буквы;
2) выделяет из текста предложения, слова с новой изученной буквой из предложения, слоги из слова, звуки из слога;
3) знает, что гласные образуют слоги, определяет количество слогов в слове;
4) использует виды чтения (чтение по слогам, чтение целыми словами, выразительное чтение), понимает смысл;
5) правильно произносит звуки, понимает смыслоразличительную функцию звука;
6) конструирует слово, предложение, небольшой текст по схеме-модели и по рисунку;
7) понимает смыслоразличительную роль звука и ударения, сопоставляет слова, различающиеся одним или несколькими звуками;
8) прогнозирует содержание текста по теме и иллюстрации, выражает свое мнение;
9) при поддержке учителя может задать вопрос по содержанию текста, сюжетной картинке, ответить на вопрос;
10) записывает предложение с заглавной буквы и ставит в конце соответствующий знак препинания;
11) записывает по памяти и по диктовке слова с одинаковым произношением и написанием;
12) записывает элементы букв, буквы, связи букв между собой в соответствии с требованиями каллиграфии, сохраняя линию письма, междустрочие, верхнюю и нижнюю линии строки;
13) уважает родной язык, Родину, народ, культуру и традиции;
14) знает символы страны (Гимн, Герб, Флаг).
Приложение 2
к приказу Министра просвещения
Республики Казахстан
от 16 сентября 2022 года № 399
Типовая учебная программа по учебному предмету "Ана тілі" для 1 класса уровня начального образования (с казахским языком обучения)
Глава 1. Общие положения
1. Типовая учебная программа по предмету "Ана тілі" (далее – программа) разработана в соответствии с Государственными общеобязательными стандартами дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденными приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 29031).
2. Структура и содержание программы определены на основе следующих принципов А. Байтурсынова, которыми руководствуются при написании учебника:
1) переход от простого к трудному, от легкого к сложному;
2) самостоятельное получение знаний через практические поиски.
3. Цель учебного предмета "Ана тілі" – совершенствование и развитие навыков чтения и письма обучающегося.
4. Задачи учебной программы предусматривают формирование следующих навыков обучающегося:
1) формирование навыка чтения целыми словами, осознанное, выразительное и быстрое чтение;
2) формирование навыков письма (каллиграфического и орфографического);
3) обогащение словарного запаса;
4) формирование коммуникативных навыков (умение выражать свои мысли, учитывать мнение других, беседовать, соблюдать речевой этикет);
5) обучение определению, сравнению, группировке, анализу языковых единиц (текст, предложение, слово, слог, звук);
6) обучение умению применять на практике языковые знания и навыки;
7) привитие интереса к чтению, приобщение к искусству речи;
8) развитие познавательных, творческих способностей;
9) развитие духовно-нравственных качеств обучающегося через любовь к родному языку, Родине, истории, национальной культуре и традициям;
10) раскрытие личностных качеств и потенциала;
11) формирование устойчивого внимания и памяти, логического мышления и интереса к получению знаний;
12) учет физиологических особенностей детей и соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Глава 2. Организация содержания учебного предмета "Ана тілі"
Параграф 1. Содержание учебного предмета "Ана тілі"
5. Объем учебной нагрузки по предмету "Ана тілі" составляет 6 часов в неделю, всего 114 часа во ІІ полугодии.
6. Содержание учебного предмета состоит из:
1) основные языковые единицы (текст, предложение, слово, слог, звук);
2) простых грамматических навыков по казахскому языку;
3) элементарного понятия орфоэпических, орфографических, пунктуационных норм;
4) произведений детской литературы (фольклорные и художественные).
7. Изучение послебукварного периода по предмету "Ана тілі" осуществляется во II полугодии с помощью учебника "Ана тілі".
8. Задачи послебукварного периода:
1) приобщение к искусству речи посредством аудирования (слушания), говорения;
2) развитие правильной устной и письменной речи;
3) формирование навыков правильного, осознанного, выразительного и быстрого чтения текста;
4) воспитание уважительного отношения к национальным ценностям через произведения устной и художественной литературы;
5) обучение первоначальным основам языковых знаний;
6) привитие навыков грамотного письма с соблюдением первоначальных орфографических норм;
7) развитие навыков каллиграфического письма;
8) привитие умения использовать различные источники в работе с текстами.
При определении задач послебукварного периода за основу взяты собственно-нарицательный метод, метод слова целиком, метод письма-чтения А. Байтурсынова.
9. Базовое содержание образования предмета "Ана тілі".
Аудирование и говорение:
1) понимание содержания материала аудирования; правильный и точный ответ на вопрос; понимание смысла слова; умение правильно употреблять слово; умение выражать свои мысли сохраняя речевой этикет;
2) использование мимики, жестов в речи; сохранение мелодичности слов (ритм, ударение, звук, темп, пауза); рассказывание сказки; чтение наизусть стихотворения, считалок, пословиц, поговорок, скороговорок, загадок;
3) орфоэпия: умение произносить слова в соответствии с законом сингармонизма; умение говорить скороговорки, выполнять игровые упражнения;
4) обогащение словарного запаса, составление предложении из слов, коротких текстов из предложений;
5) пересказывание материала аудирования (слушания), составление рассказов по сюжетным картинкам; рассказывание об увиденном, пережитом, услышанном;
6) обучение нормам речевого этикета (беседа, рассказ, обмен мнениями, инсценировка, ролевые игры);
Примечание: объем материала аудирования (слушания): 30 сек.-1 мин.
10. Чтение:
1) понимание смысла слова, мыслей, изложенных в предложении;
2) чтение вслух предложения (2-6 слов), текста (4-8 предложений); выразительное, осознанное чтение, нахождение необходимой информации в тексте с помощью учителя;
3) чтение с сохранением интонации предложения (повествовательное, восклицательное, вопросительное) в зависимости от цели высказывания;
4) соблюдение звукового сингармонизма при чтении слов;
5) различение значения слов (однозначные; противоположные по смыслу; слова с одинаковым произношением, но разные по смыслу), обогащение словарного запаса;
6) определение заголовка текста с помощью вопроса "О ком (о чем) текст?", ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста;
7) высказывание своих мыслей и впечатления от прочитанного текста;
8) нахождение необходимой информации в источниках, составленных в алфавитном порядке (иллюстрированная книга, словарь, справочник, энциклопедия) с помощью учителя;
9) понимание информации, представленной в виде рисунка, схемы.
Примечание: объем художественного произведения – 45-65 слов, научно-познавательного текста – 20-30 слов.
норма скорости чтения в конце II полугодия: 25-30 слов в минуту; служебные слова, междометия, подражательные слова, парные слова считаются как отдельное слово.
11. Используются тексты детской (фольклорной и художественной) литературы объемом 45-70 слов, написанные простым, доступным языком, о Родине, родной земле, природе, животных, семье, труде, здоровье.
12. Письмо:
1) написание букв в соответствии с требованиями каллиграфии, непрерывно и безотрывно (ритмично), правильно соединяя буквы;
2) понимание, что каждое предложения начинается с заглавной буквы, внутри предложения слова пишутся раздельно, в конце предложения ставится знак препинания и их применение;
3) списывание, написание слов (7-10 слов), простых предложений (3-4 предложения) под диктовку и по памяти, проверка по образцу;
4) составление из слов предложений, из предложений короткий текст;
5) овладение навыками грамотного и каллиграфического письма;
6) правильное использование слов, обозначающих названия, признака, число, действия предмета;
7) различение слов, которые пишутся с заглавной буквы (имена людей, географические названия, клички домашних животных), их правильное написание;
8) умение использовать окончания в речи;
9) перенос слов при помощи учителя.
Примечание: объем письменных работ за 2 полугодие: словарный диктант – 4-5 слов, диктант – 12-20 слов, изложение – 10-15 слов, списывание текста – 10-20 слов, творческий текст – 3-4 предложений (10-15 слов). Количество письменных работ устанавливается учителем, исходя из уровня освоения и потребности обучающихся. Письменные работы организовываются систематически.
Параграф 2. Система целей обучения
13. Цели обучения в программе представлены кодировкой. Первое число кода обозначает класс, второе и третье числа – последовательность основных навыков, четвертое число – последовательность целей обучения. В коде 1.2.1.1: "1" – класс, "2.1" – основные навыки, "1" – последовательность целей обучения.
14. Цели обучения определены в виде ожидаемого результата:
Аудирование (слушание) и говорение
Основные навыки Цели обучения
1.1 Понимание первоначальных языковых понятий по прослушанному материалу 1.​1.​1.​1 понимать первоначальных речевых понятий о тексте, предложении, слове, слоге, звуке
1.2 Пересказ прослушанного материала 1.​1.​2.​1 пересказывать с соблюдением порядка событий с помощью вспомогательных средств (опорной схемы, сюжетного рисунка)
1.3 Прогнозирование событий 1.​1.​3.​1 прогнозировать содержания текста по теме и иллюстрациям
1.4 Правильное применение языковых норм в коммуникативных отношениях 1.​1.​4.​1 правильно применять формы речевого этикета в разных коммуникативных отношениях (приветствие, выражение благодарности, просить прощения, просьба, просить разрешения, прощание)
1.5 Привлечение внимания слушателей 1.​1.​5.​1 употреблять слова, которые необходимы при описании, сравнении предметов и явлений;
1.​1.​5.​2 использовать в речи ритм, ударения, мелодичности, темп, паузы, жесты и мимику для передачи мысли
1.6 Выражение своих мыслей по прослушанному материалу 1.​1.​6.​1 высказывать свое отношение к прослушанному материалу
1.7 Составление рассказа на заданную тему 1.​1.​7.​1 составлять рассказ по сюжетным картинкам
1.8 Произношение слов в соответствии с орфоэпической нормой 1.​1.​8.​1 правильно произносить слова в соответствии с законом сингармонизма
Чтение
Основные навыки Цели обучения
2.1 Использование видов чтения 1.​2.​1.​2 применять виды чтения (чтение целыми словами, выразительное чтение, осознанное чтение)
2.2 Определение темы и основной мысли текста 1.​2.​2.​1 определить, о ком (о чем) говорится в тексте с помощью учителя
2.3 Определение структурных частей текста 1.​2.​3.​1 правильно ставить переставленные части текста с помощью учителя
2.4 Понимание значения слов текста 1.​2.​4.​1 различать значение слов (однозначные; противоположные по смыслу; слова с одинаковым произношением, но разные по смыслу) с помощью учителя
2.5 Формулирование вопросов по содержанию текста и ответы на них 1.​2.​5.​1 задавать вопросы по содержанию текста, сюжетного рисунка, отвечать на вопросы с помощью учителя
2.6 Определение жанра текста 1.​2.​6.​1 определять жанр текста (скороговорки, загадки, пословицы и поговорки, стихи, рассказы, сказки) с помощью учителя
2.7 Извлечение необходимой информации из различных источников 1.​2.​7.​1 находить необходимую информацию в источниках (словарь, справочник, иллюстрированная книжка, энциклопедия) с помощью учителя
2.8 Распознавание, различение звуков и букв 1.​2.​8.​2 различать гласные и согласные звуки; понимать деления гласных звуков на твердые и мягкие
Письмо
Основные навыки Цели обучения
3.1 Составление плана 1.​3.​1.​1 составить простой план, определяя и озаглавливая порядок сюжетных картин;
1.3.1. 2 определить части текста и составить план по ним
3.2 Письменное изложение содержания прочитанного, прослушанного материала 1.​3.​2.​1 писать краткое изложение по материалам чтения, аудирования с помощью учителя
3.4 Составление различных текстов 1.​3.​4.​1 писать короткие тексты (письмо, поздравление, объявление) с помощью учителя
3.5 Нахождение и исправление ошибок 1.​3.​5.​1 проверять написание слов, предложений, текста и исправлять ошибки с помощью учителя
3.6 Соблюдение каллиграфических норм 1.​3.​6.​1 писать в соответствии с нормами каллиграфии элементы букв и их соединения, соблюдая строку, межстрочные, верхние и нижние линии
Применение языковой нормы
4.1 Орфографические навыки 1.​4.​1.​1 списывать, писать слова, одинаковые по произношению и написанию под диктовку и по памяти
1.​4.​1.​2 с помощью учителя правильно переносить слова, знать слова, которые не переносятся
1.​4.​1.​3 определять слова, которые пишутся с заглавной буквы (имена людей, географические названия, клички животных)
4.2 Грамматические навыки 1.​4.​2.​1 различать и правильно применять слова, обозначающие названия предметов, действия, признаков, чисел
4.3 Пунктуационные навыки 1.​4.​3.​1 писать предложение с заглавной буквы и ставить в конце предложения соответствующий знак препинания
15. Распределение часов на изучение раздела и тем предоставляется на усмотрение учителя.
16. Настоящая учебная программа реализуется в соответствии с Долгосрочным планом по реализации Типовой учебной программы по учебному предмету "Ана тілі" для 1 класса уровня начального образования (с казахским языком обучения).
Параграф 3. Долгосрочный план по реализации Типовой учебной программы по учебному предмету "Ана тілі" для 1 класса уровня начального образования (с казахским языком обучения)
Период Аудирование (слушание) и говорение Чтение Письмо Применение языковой нормы
3 четверть
Послебукварный период 1.​1.​1.​1. понимать первоначальных речевых понятий о тексте, предложении, слове, слоге, звуке
1.​1.​2.​1* пересказывать с соблюдением порядка событий с помощью вспомогательных средств (опорной схемы, сюжетного рисунка);
1.​1.​3.​1* прогнозировать содержания текста по теме и иллюстрациям;
1.​1.​4.​1* правильно применять формы речевого этикета в разных коммуникативных отношениях (приветствие, выражение благодарности, просить прощения, просьба, просить разрешения, прощание);
1.​1.​5.​2 использовать в речи ритм, ударения, мелодичности, темп, паузы, жесты и мимику для передачи мысли;
1.​1.​7.​1 составлять рассказ по сюжетным картинкам
1.​2.​1.​2 применять виды чтения (чтение целыми словами, выразительное чтение, осознанное чтение);
1.​2.​2.​1 определить, о ком (о чем) говорится в тексте с помощью учителя;
1.​2.​3.​1 правильно ставить переставленные части текста с помощью учителя;
1.​2.​4.​1* различать значение слов (однозначные; противоположные по смыслу; слова с одинаковым произношением, но разные по смыслу) с помощью учителя;
1.​2.​5.​1* задавать вопросы по содержанию текста, сюжетного рисунка, отвечать на вопросы с помощью учителя;
1.​2.​6.​1* определять жанр текста (скороговорки, загадки, пословицы и поговорки, стихи, рассказы, сказки) с помощью учителя;
1.​2.​7.​1* находить необходимую информацию в источниках (словарь, справочник, иллюстрированная книжка, энциклопедия) с помощью учителя;
1.​2.​8.​2 различать гласные и согласные звуки; понимать деления гласных звуков на твердые и мягкие
1.​3.​1.​1 составить простой план, определяя и озаглавливая порядок сюжетных картин;
1.​3.​1.​2 определить части текста и составить план по ним;
1.​3.​2.​1* писать краткое изложение по материалам чтения, аудирования с помощью учителя;
1.​3.​4.​1* писать короткие тексты (письмо, поздравление, объявление) с помощью учителя;
1.​3.​5.​1 проверять написание слов, предложений, текста и исправлять ошибки с помощью учителя;
1.​3.​6.​1 писать в соответствии с нормами каллиграфии элементы букв и их соединения, соблюдая строку, межстрочные, верхние и нижние линии
1.​4.​1.​1* списывать, писать слова, одинаковые по произношению и написанию под диктовку и по памяти;
1.​4.​1.​2 с помощью учителя правильно переносить слова, знать слова, которые не переносятся;
1.​4.​3.​1 писать предложение с заглавной буквы и ставить в конце предложения соответствующий знак препинания
4 четверть
Послебукварный период 1.​1.​3.​1* прогнозировать содержания текста по теме и иллюстрациям;
1.​1.​4.​1* правильно применять формы речевого этикета в разных коммуникативных отношениях (приветствие, выражение благодарности, просить прощения, просьба, просить разрешения, прощание);
1.​1.​5.​1* употреблять слова, которые необходимы при описании, сравнении предметов и явлений;
1.​1.​6.​1 высказывать свое отношение к прослушанному материалу;
1.​1.​7.​1 составлять рассказ по сюжетным картинкам
1.​1.​8.​1. правильно произносить слова в соответствии с законом сингармонизма
1.​2.​1.​2 применять виды чтения (чтение целыми словами, выразительное чтение, осознанное чтение);
1.​2.​2.​1 определить, о ком (о чем) говорится в тексте с помощью учителя;
1.​2.​3.​1 правильно ставить переставленные части текста с помощью учителя;
1.​2.​5.​1* задавать вопросы по содержанию текста, сюжетного рисунка, отвечать на вопросы с помощью учителя;
1.​2.​6.​1* определять жанр текста (скороговорки, загадки, пословицы и поговорки, стихи, рассказы, сказки) с помощью учителя;
1.​2.​7.​1* находить необходимую информацию в источниках (словарь, справочник, иллюстрированная книжка, энциклопедия) с помощью учителя
1.​3.​1.​1 составить простой план, определяя и озаглавливая порядок сюжетных картин;
1.​3.​1.​2 определить части текста и составить план по ним;
1.​3.​2.​1* писать краткое изложение по материалам чтения, аудирования с помощью учителя;
1.​3.​4.​1* писать короткие тексты (письмо, поздравление, объявление) с помощью учителя;
1.​3.​5.​1 проверять написание слов, предложений, текста и исправлять ошибки с помощью учителя;
1.​3.​6.​1 писать в соответствии с нормами каллиграфии элементы букв и их соединения, соблюдая строку, межстрочные, верхние и нижние линии
1.​4.​1.​1* списывать, писать слова, одинаковые по произношению и написанию под диктовку и по памяти;
1.​4.​1.​3 определять слова, которые пишутся с заглавной буквы (имена людей, географические названия, клички животных);
1.​4.​2.​1* различать и правильно применять слова, обозначающие названия предметов, действия, признаков, чисел