Приложение 61 к приказу Министра просвещения Республики Казахстан от 16 сентября 2022 года № 399 |
Типовая учебная программа по учебному предмету "История Казахстана" для 5-9 классов уровня основного среднего образования
Сноска. Приложение 61 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 21.11.2022 № 467 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
Глава 1. Общие положения
1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственными общеобязательными стандартами дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденными приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 29031).
2. Историческое сознание – знание истории, осмысление исторического опыта и вытекающих из него уроков, социальное прогнозирование (исходя из понимания сущности настоящего, инвариантности прошлого и альтернативности будущего), осознание исторической ответственности за свою деятельность. Исторические знания, являющиеся важной составляющей учебно-воспитательного процесса, способствуют решению задач становления личности, гражданина и патриота.
3. Содержание учебного предмета "История Казахстана" дает возможность понять уникальность культуры наших предков, место и роль Казахстана в мировой истории, его вклад в развитие общемировой цивилизации.
4. Цель учебного предмета "История Казахстана" – формирование у обучающихся исторического сознания, казахстанского патриотизма, уважения к истории своей страны, гордости за достижения своих предков, привитие национальных и общечеловеческих ценностей, развитие исследовательских, мыслительных, коммуникативных навыков.
5. Задачи учебного предмета:
1) формирование знаний об основных этапах и особенностях социального, экономического, политического и культурного развития общества на территории Казахстана с древности до наших дней;
2) формирование знаний о системе национальных ценностей, сложившихся в ходе исторического развития Казахстана;
3) формирование осознанного понимания сущности основных событий, явлений и процессов исторического развития Казахстана;
4) формирование и развитие навыков критического анализа и оценки исторических событий, процессов, явлений и деятельности исторических личностей в контексте их влияния на отечественную историю;
5) развитие навыка аргументированного суждения на основе анализа исторических фактов;
6) формирование и развитие навыков проведения исторического исследования (выдвижение гипотез, составление вопросов для исследования, анализ источников, сопоставление различных точек зрения, формулирование заключений и выводов, определение собственной позиции);
7) формирование умения использовать исторические знания и навыки для ориентации в современных политических, социально-экономических и культурных процессах;
8) формирование коммуникативных навыков, в частности, умения ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме, работать в команде, использовать информацию из различных источников, включая публикации и электронные средства.
Глава 2. Организация содержания учебного предмета "История Казахстана" Параграф 1. Содержание учебного предмета "История Казахстана"
6. Максимальный объем учебной нагрузки по учебному предмету "История Казахстана" составляет:
1) в 5 классе по 2 часа в неделю, в учебном году– 72 часа;
2) в 6 классе по 2 часа в неделю, в учебном году – 72 часа;
3) в 7 классе по 2 часа в неделю, в учебном году – 72 часа;
4) в 8 классе по 2 часа в неделю, в учебном году – 72 часа;
5) в 9 классе по 2 часа в неделю, в учебном году – 72 часа.
7. Объем учебной нагрузки по учебному предмету зависит от типового учебного плана, утвержденного приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 ноября 2012 года № 500 "Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8170).
8. Содержание учебного предмета "История Казахстана" организовано по разделам обучения. Разделы далее разбиты на подразделы, которые содержат цели обучения по классам в виде ожидаемых результатов.
9. Содержание учебного предмета включает 4 раздела:
1) развитие социальных отношений;
2) развитие культуры;
3) развитие государства;
4) экономическое развитие Казахстана.
10. Раздел "Развитие социальных отношений" включает следующие подразделы:
1) этнические отношения;
2) социальные отношения.
11. Раздел "Развитие культуры" состоит из следующих подразделов:
1) мировоззрение и религия;
2) искусство и литература;
3) образование и наука.
12. Раздел "Развитие государства" включает следующие подразделы:
1) внутренняя политика государства;
2) внешняя политика государства.
13. Раздел "Экономическое развитие Казахстана" состоит из следующих подразделов:
1) хозяйство;
2) производственные отношения и торговля.
14. Цели обучения, организованные систематично и последовательно внутри каждого подраздела, позволяют учителям планировать свою работу, оценивать достижения обучающихся и информировать их о следующих этапах обучения.
15. Учебная программа направлена на формирование базовых навыков исторического мышления: интерпретация исторических источников, ориентация во времени и пространстве, навыки исторического анализа и объяснения.
16. Формирование навыков исторического мышления, а также эффективная реализация целей обучения по учебному предмету "История Казахстана" осуществляется на основе исторических концептов (понятий):
1) изменение и преемственность;
2) причина и следствие;
3) доказательство;
4) сходство и различие;
5) значимость;
6) интерпретация.
17. Ожидаемые результаты обучения на основе исторических концептов:
1) изменение и преемственность:
обучающиеся должны уметь: анализировать и оценивать исторические примеры непрерывности и изменения во времени и пространстве, объединять примеры непрерывности и изменения в течение продолжительного времени до масштабных исторических процессов или тем, объяснять основания (критерии) систематизации и организации исторических событий и процессов внутри определенного временного блока;
2) причина и следствие:
обучающиеся должны уметь: анализировать и оценивать взаимодействие нескольких причин и влияний, понимать историческую обусловленность, выделяя совпадения, причинно-следственную связь и взаимосвязи, объяснять и оценивать способы, в которых явление, событие или процесс связывается с другими аналогичными историческими явлениями во времени и в пространстве;
3) доказательство:
обучающиеся должны уметь: анализировать особенности исторического источника, такие как аудитория, цели, точки зрения, формат, аргумент, ограничения и контекст, относящиеся к рассматриваемому доказательству, на основе анализа и оценки исторического свидетельства делать обоснованные заключения и соответствующие выводы, анализировать различные, иногда противоречивые свидетельства из первичных источников и вторичных работ в целях создания объективного представления о прошлом;
4) сходство и различия:
обучающиеся должны уметь сравнивать связанные исторические события и процессы на местах в течение определенного отрезка времени, в различных обществах или внутри одного общества;
5) значимость:
обучающиеся должны уметь определять значимость исторического события, явления, процесса для развития общества;
6) интерпретация:
обучающиеся должны уметь объяснять и оценивать различные точки зрения на определенное историческое событие, явление, процесс.
18. Базовое содержание учебного предмета "История Казахстана" для 5 класса:
1) жизнь древних людей Казахстана. Казахстан в эпоху камня: появление древнейшего человека в Казахстане, первичные формы социальной организации. Занятия древнейших людей (охота и собирательство). Стоянки эпохи камня на территории Казахстана. Зарождение земледелия и скотоводства. Ботайская культура. Казахстан в эпоху бронзы: месторождения меди и олова на территории Казахстана. Андроновская культура. Хозяйство и общественное устройство в эпоху бронзы. Бегазы-Дандыбаевская культура. А.Х. Маргулан и другие исследователи древности Казахстана;
2) жизнь древних кочевников. Особенности железного века. Древняя металлургия Казахстана. Возникновение кочевого скотоводства. Система жизнеобеспечения ранних кочевников. Переносное жилище кочевников. Мировоззрение ранних кочевников;
3) саки. Сакские племена на территории Казахстана. Источники по истории саков. Политическая история саков. Общественное устройство. Хозяйство и быт. Материальная и духовная культура. "Звериный стиль". Иссыкская находка – "Золотой человек". Царские курганы Шиликтинской долины. Берельский могильник. Бесшатырские курганы. Тасмолинская культура;
4) усуни и кангюи. Усуни. Письменные источники об усунях. Расселение, хозяйство и быт усуней. Общественное устройство усуней. Кангюи. Китайские и иранские источники по истории кангюев. Расселение, хозяйство и быт кангюев. Общественное устройство кангюев. Археологические памятники усуней, кангюев;
5) гунны (хунны). Ранняя история гуннов в китайских источниках. Шаньюй Модэ – основатель гуннского государства. Политическая история и государственное устройство гуннов. Великое переселение народов (перемещение гуннов на Запад). Аттила и его походы. Хозяйство и общественное устройство гуннов. Развитие культуры в эпоху гуннов;
6) сарматы. Участие сарматов в политических событиях древности. Расселение, хозяйство и быт сарматов. Общественный строй сарматов. Археологические памятники сарматов. Культура;
7) обзор древней истории Казахстана. Антропологический облик древних людей Казахстана. Основные события, явления, процессы древней истории Казахстана. Культурное наследие Древнего Казахстана;
8) краеведение. Легенды и сказания родного края. Памятники истории края вокруг нас. Исторические личности края: бии, батыры и акыны. Краеведческий музей и исторические экспонаты.
19. Базовое содержание учебного предмета "История Казахстана" для 6 класса:
1) Казахстан в VI-IX веках. Периодизация средневековой истории Казахстана. Образование Великого Тюркского каганата. Раннесредневековые государства на территории Казахстана: Западно-Тюркский каганат, Тюргешский каганат, Карлукский каганат, Огузское государство, Кимакский каганат. Историческое значение Атлахской битвы. Общественно-политическое устройство тюркских государств. Военное искусство тюрков. Хозяйство. Торговля и развитие городской культуры;
2) Казахстан в X – началеXІІІ веков. Государство Караханидов. Начало распространения ислама на территории Казахстана. Найманы, кереиты, жалаиры. Кыпчакское ханство. Понятие "Дешти Кипчак". Хозяйство: кочевое, оседло-земледельческое. Торговля. Городская культура. Великий Шелковый путь: историческое значение. Вклад тюркской культуры в развитие мировой цивилизации. Выдающиеся мыслители тюркского мира;
3) Казахстан в XIII веке - первой половине XV века. Завоевательные походы Чингисхана. Защита Отрара. Образование Монгольской империи. Золотая Орда. Ак Орда. Государство Могулистан. Военные походы Тимура. Ногайская Орда. Ханство Абулхаира. Общественно-политическое устройство государств в XIII веке - первой половине XV века. Средневековые путешественники о Казахстане. Хозяйство. Развитие торговли. Культура;
4) формирование казахского народа. Казахи – наследники Великой степи: историческая и этническая преемственность. Этноним "казах". Окончательное становление казахского народа;
5) образование единого Казахского государства. Предпосылки образования национального государства казахов. Образование казахского ханства (территория, этнический состав населения). Основатели государства –Жанибек и Керей. Труд М.Х. Дулати "Тарихи Рашиди" – ценный источник по ранней истории Казахского ханства. Внутренняя и внешняя политика Казахского ханства в первые годы становления. Историческое значение образования единого казахского государства;
6) развитие Казахского ханства в XVI-XVII веках. Укрепление Казахского государства в период правления Касым хана. Дальнейшее укрепление и политический подъем Казахского ханства при правлении Хакназар хана. Внутренняя и внешняя политика хана Тауекеля. Внутренняя и внешняя политика хана Есима. Жангир хан. Орбулакская битва. Правление Тауке хана. "Жеты жаргы". Великие бии. Государственно-административное устройство Казахского ханства. Социальная стратификация казахского общества;
7) экономика и культура XVI - XVII веков. Культура казахского народа: материальная, духовная культура. Литература и искусство: творчество акынов-жырау, народных певцов и композиторов, музыкальное искусство. Традиционное хозяйство казахов: скотоводство, земледелие;
8) краеведение. Топонимы – свидетели времен минувших (история края в названиях населенных пунктов, рек и озер). Хранители культурно-исторических традиций: народные ремесла края. Один народ – одна страна – одна судьба (народы моего края). Живые свидетели истории родного края.
20. Базовое содержание учебного предмета "История Казахстана" для 7 класса:
1) Казахстан в начале XVIII века: внешнеполитическая ситуация и внутреннее положение. Джунгарское государство. Казахско-джунгарские войны. Годы "Великого бедствия" – "Актабан шубырынды". Курултай в Каракуме и Ордабасы–организация казахского ополчения. Анракайская битва. Защитники Отечества. Казахско-джунгарские войны в 30-40-е годы XVIII века;
2) Казахское ханство в первой половине XVIII века. Казахско-русские взаимоотношения до начала XVIII века. Казахстан в орбите интересов Российской империи начала XVIII века (политические и экономические цели, военно-разведывательные экспедиции, строительство первых военных укреплений). Принятие российского подданства ханом Младшего жуза Абулхаиром: причины и цели. Политика Российской империи в Казахстане в 30-50-е годы XVIII века. Обострение внутриполитической обстановки в Казахстане в 40-е годы ХVІІІ века. Казахское ханство при Аблае: внутренняя и внешняя политика;
3) культура Казахстана XVIII века. Творчество акынов и жырауXVІII века. Казахские источники по истории XVIII века. Прикладное искусство казахов;
4) колонизация и народно-освободительная борьба. Колониальная политика Российской империи: цели, методы. Национально-освободительное движение Сырыма Датова (причины, социальная база движения, этапы и ход, результаты). Царские реформы в 1822-1824 годы (ликвидация ханской власти в Среднем и Младшем жузах). Восстание казахов в 1836-1838 годах в Букеевской Орде (причины, основные этапы и сражения). Национально-освободительное движение казахского народа в первой половине XIX века (Жоламана Тленшиева, Саржана Касымова). Национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымова (причины, цели и движущие силы национально-освободительного движения, основные этапы). Кенесары Касымов: личность и политик. Восстание казахов под руководством Жанходжи Нурмухамедова и Есета Котибарова (причины, ход восстания). Присоединение Российской империей южных регионов Казахстана. Историческое значение народно-освободительного движения в Казахстане в конце ХVІІІ века - XIX веке;
5) Казахстан в составе Российской империи. Реформы царизма в Казахстане во второй половине XIX века. Реформы 1867-1868 годов. Аграрная и переселенческая политика царских властей в Казахстане. Освободительная борьба 1860-1870-х годов (причины и ход восстаний). Социально-экономическое развитие Казахстана во второй половине ХIХ века. Начало проникновения капиталистических отношений. Административно-территориальные реформы 80-90-х годов ХIХ века: содержание и последствия. Развитие торговых отношений. Переселение уйгур и дунган в Семиречье. Трансформация казахского традиционного общества. Развитие общественно-политической мысли во второй половине XIX века;
6) культура Казахстана в XIХ - начале ХХ веков. Развитие просвещения и науки в Казахстане в XIX веке. Просветительская деятельность хана Букеевской Орды Жангира. Научное изучение Казахстана (П. Семенов-Тянь-Шанский, Г.Н. Потанин, В.В. Радлов, М. Шорманов, М. Бабаджанов, А. Диваев). Светские и религиозные учебные заведения. Джадидизм и новометодные школы. Шокан Уалиханов – великий казахский ученый. Просветитель, педагог-новатор, общественный деятель И. Алтынсарин. Абай Кунанбаев – великий мыслитель, основатель казахской письменной литературы. Развитие музыкальной культуры казахов (Курмангазы Сагырбайулы, Таттимбет Казангапулы, Даулеткерей Шыгайулы). Казахская тематика в произведениях известных художников. Исторические труды Ш. Кудайбердиева, М. Копеева и К. Халида;
7) краеведение. Туристские маршруты. Неравнодушные сердца. Летопись родного края. История моей школы.
21. Базовое содержание учебного предмета "История Казахстана" для 8 класса:
1) Казахстан в начале ХХ века. Общественно-политические процессы в Казахстане в начале XX века. Экономическое развитие Казахстана в начале ХХ века. Столыпинская аграрная реформа и массовая крестьянская колонизация Казахстана. Развитие промышленности Казахстана в начале ХХ века. Развитие торговли. Национально-освободительное восстание 1916 года. Казахская национальная интеллигенция и ее влияние на общественно-политические процессы начала ХХ века. Развитие политической прессы (газета "Казах", журнал "Айкап"). Революции 1917 года. Создание партии "Алаш". Правительство "Алаш-Орда". Политические лидеры казахского народа (А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, Б. Каратаев, М. Тынышпаев, М. Шокаев). Научные труды казахской интеллигенции начала ХХ века;
2) установление советской власти в Казахстане. Казахская социалистическая партия "Уш Жуз". Военные действия в Казахстане в период гражданской войны (1918-1920 годы). Взаимоотношения органов Советской власти с правительством "Алаш-Орда", Кокандской автономией. Политика "военного коммунизма". Джут и голод 1921 года. Образование Казахской Автономной Советской Социалистической Республики. Формирование территории Казахской АССР. Роль казахской интеллигенции в восстановлении целостности казахских земель. НЭП в Казахстане (1921-1925 годы). Политика командно-административной системы в 20-30 годы ХХ века. Религиозная политика Советского государства;
3) Казахстан в период тоталитаризма. Социалистическая индустриализация в Казахстане (сущность и особенности). "Малый Октябрь" (содержание и практика реализации). Конфискация байских хозяйств. Политика насильственной коллективизации в сельском хозяйстве. Экономические последствия насильственной коллективизации в Казахстане. Голод 1931-1933 годов – казахстанская трагедия ХХ века. Демографические последствия коллективизации сельского хозяйства в Казахстане. Общественно-политические взгляды и отношение к методам проведения коллективизации национальной интеллигенции ("Письмо пяти"). Общественно-политические процессы в Казахстане в 1920-1930-е годы. Сталинские репрессии. Советские "исправительно-трудовые" концентрационные лагеря на территории Казахстана (Степлаг, Карлаг, АЛЖИР);
4) культура Советского Казахстана: наука и образование. Народное образование (ликвидация безграмотности взрослого населения, среднее образование, перевод казахской письменности с арабского алфавита на латинский, введение нового алфавита на основе русской графики). А. Байтурсынов – "учитель нации". Появление высших учебных заведений. Казахстанский филиал АН СССР. Роль К. Сатпаева в развитии казахстанской науки. Ученые Казахстана и их научные достижения. Развитие литературы (творчество Ж. Аймаутова, М. Жумабаева, Б. Майлина, И. Жансугурова, С. Сейфуллина, С. Муканова, Г. Мусрепова, Г. Мустафина). Театр, кино, изобразительное искусство и его деятели. Советская идеология в области культуры. Социалистический реализм;
5) Казахстан в годы Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Мобилизация в Казахстане и казахстанские военные формирования. Героизм и судьба казахстанцев в годы Великой Отечественной войны. Участие казахстанцев в сражениях Великой Отечественной войны. Казахстанцы - Герои Советского Союза. Б. Момышулы – легендарная личность. Казахстан – арсенал фронта. Депортация народов СССР в Казахстан. Культура Казахстана в период Великой Отечественной войны. Развитие науки. Достижения литературы (М. Ауэзов, Ж. Жабаев, Д. Снегин, И. Шухов). Развитие искусства (театр, кино).
22. Базовое содержание учебного предмета "История Казахстана" для 9 класса:
1) Казахстан в послевоенные годы (1946-1953 годы). Социально-экономические изменения в послевоенные годы. Разработка полезных ископаемых и развитие промышленности. Развитие сельского хозяйства. Создание военно-промышленного комплекса Казахстана (ядерный полигон в Казахстане). Особенности общественно-политической жизни в послевоенные годы. "Дело Бекмаханова";
2) Казахстан в годы "Оттепели" (1954-1964 годы). Развитие промышленности в Казахстане в "хрущевский период". Освоение целинных и залежных земель в Казахстане (экономические, экологические и демографические последствия освоения целины). Военно-промышленный комплекс в Казахстане (космодром "Байконур"). "Хрущевская оттепель". Общественно-политическая жизнь в республике в 1954-1965 годы;
3) Казахстан в годы "Застоя" (1965-1985 годы). Социально-экономическое развитие Казахстана в 1965-1985 годы. Сырьевая направленность экономики. Урбанизация. Кризисные проявления в сельском хозяйстве в 1970-1980-е годы. Общественно-политическая жизнь в 1965-1985 годы. События 1979 года в Целинограде. Деятельность руководителей Казахской ССР (Ж. Шаяхметов, Д. Кунаев, Ж. Ташенов);
4) культура Советского Казахстана (1946-1985 годы). Государственная политика в сфере образования. Обязательное среднее всеобщее образование. Положение казахского языка. Развитие науки. Развитие литературы (А. Нурпеисов, Б. Момышулы, И. Есенберлин, О. Сулейменов, М. Шаханов). Искусство (театр, кино);
5) Казахстан в период перестройки (1986-1991 годы). Социально-экономические преобразования в годы "перестройки": цели, проблемы и противоречия. События декабря 1986 года в Казахстане (причины, ход и последствия). Репрессивные меры в отношении участников декабрьских событий 1986 года в Казахстане. "Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР" (октябрь 1990 года). Кризис советской политической системы ("Августовский путч" 1991 года). Распад СССР. Общественно-политические движения в Казахстане. Закрытие Семипалатинского ядерного полигона. Принятие закона "О языках Казахской ССР";
6) возрождение государственности Казахстана (1991 - 1997 годы). Историческое значение принятия Конституционного закона "О государственной независимости". Н.А. Назарбаев – Первый Президент Республики Казахстан. Становление общественно-политических институтов Независимого Казахстана. Трудности перехода к рыночной экономике. Интеграция Казахстана в мировое сообщество. Социально-демографические процессы в первые годы Независимости. Принятие Конституции 1995 года;
7) укрепление Независимого Казахстана (с 1997 года по настоящее время). Долгосрочные приоритетные цели и стратегии Республики Казахстан. Принятие Стратегии "Казахстан - 2030". Возрастание авторитета Республики Казахстан на международной арене. Взаимоотношения Казахстана с региональными и международными организациями. Председательствование Казахстана в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Организации Исламского сотрудничества (ОИС). Казахстан в системе мировых экономических связей. Экономическое и социальное положение страны. Астана–новая столица Республики Казахстан. Стратегия "Казахстан-2050" – новый политический курс состоявшегося государства. Национальный план "100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ" – ответ на вызовы современности. Роль Лидера нации Н.А. Назарбаева в создании и развитии независимого государства;
8) культура современного Казахстана (с 1991 года до настоящего времени). Политика государства в сфере образования и науки. Государственная программа "Болашак". Создание инновационных научно-образовательных организаций. Казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия. Ассамблея народа Казахстана. Возрождение и сохранение национальной культуры в эпоху глобализации. Тенденции развития современного искусства и литературы. Государственная программа "Культурное наследие". Общенациональная консолидирующая идея "Мәңгілік Ел". Программа "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания".
Параграф 2. Система целей обучения
23. Система целей обучения содержит кодировку. Код первого числа обозначает класс, второе и третье число–раздел и подраздел, четвертое число показывает нумерацию учебной цели. Например, в коде 7.2.1.2 "7"–класс, "2"–раздел, "1"–подраздел, "2"–нумерация учебной цели.
24. Система целей обучения расписана по разделам для каждого класса:
1) развитие социальных отношений:
Обучающиеся должны: |
|||||
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
|
Подраздел |
Около 1 млн. лет назад-V век |
VI век - XVII век |
XVIII век - XIX век |
І половина XX века |
ІІ половина |
1.1 |
5.1.1.1 описывать антропологические признаки первобыт |
6.1.1.1 называть тюркские племена и показывать на карте их террито |
7.1.1.1 |
8.1.1.1 определять причины и последствия демографических изменений |
9.1.1.1 делать аргументированные выводы о демографических изменениях на основе анализа причинно-следственных связей |
5.1.1.2 определять антропологический облик людей древнего Казахстана |
6.1.1.2 |
7.1.1.2 анализиро |
9.1.1.2 устанавли |
||
5.1.1.3 показывать направле |
6.1.1.3 определять основные периоды формирования казахского народа, |
9.1.1.3 анализиро |
|||
6.1.1.4 |
|||||
1.2 |
5.1.2.1 |
6.1.2.1 определять роль социаль |
7.1.2.1 |
8.1.2.1 анализиро |
9.1.2.1 анализировать социальное положение населения современного Казахстана на основе статистических данных |
5.1.2.2 объяснять особен |
6.1.2.2 |
7.1.2.2 |
8.1.2.2 определять социальное положение народа |
2) развитие культуры:
Обучающиеся должны: |
|||||
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
|
Подраздел |
Около |
VI век - XVII век |
XVIII век - |
І половина |
II половина |
2.1 |
5.2.1.1 описывать верования первобыт |
6.2.1.1 объяснять особен |
7.2.1.1 определять ценность и значимость обычаев и традиций |
8.2.1.1 определять цели и послед |
9.2.1.1 анализировать деятельность традиционных и деструктивных религиозных организаций и течений |
5.2.1.2 описывать мировоззрение древних племен |
6.2.1.2 определять влияние ислама на общественную жизнь |
7.2.1.2 анализировать отрицатель |
9.2.1.2 оценивать влияние Ассамблеи народа Казахстана на укрепление межконфессионального, межэтнического согласия и внутренней стабильности |
||
6.2.1.3 использо |
9.2.1.3 оценивать значимость общенациональной идеи "Мәңгілік Ел" |
||||
2.2 |
5.2.2.1 |
6.2.2.1 |
7.2.2.1 оценивать ценность народного фольклора и музыкальных произведений как исторических источников |
8.2.2.1 |
9.2.2.1 |
5.2.2.2 определять признаки Андроновской культуры, опираясь на археологические источники |
6.2.2.2 |
7.2.2.2 определять роль А. Кунанбаева как акына, мыслителя, обществен |
8.2.2.2 |
9.2.2.2 |
|
5.2.2.3 |
6.2.2.3 характеризовать достиже |
7.2.2.3 описывать особенности национальных музыкаль |
8.2.2.3 определять изменения в искусстве и литературе |
9.2.2.3 определять тенденции развития современного искусства и литературы |
|
5.2.2.4 определять особен |
6.2.2.4 объяснять историческую ценность трудов М. Кашгари, Ю. Баласагуни и А. Яссауи в описании общества тюркского периода |
7.2.2.4 оценивать достижения прикладно |
8.2.2.4 оценивать роль А. Кашаубаева и К. Мунайтпа |
9.2.2.4 обосновывать необходимость государственных программ, направленных на возрождение национальных ценностей (программы "Культурное наследие", "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания") |
|
5.2.2.5 определять А. Маргула |
6.2.2.5 описывать достиже |
7.2.2.5 |
8.2.2.5 оценивать значение искусства и литературы в поднятии духа народа во время войны |
||
5.2.2.6 понимать вклад кочевников в мировую цивилиза |
6.2.2.6 |
7.2.2.6 |
|||
5.2.2.7 |
6.2.2.7 |
||||
5.2.2.8 |
|||||
5.2.2.9 |
|||||
2.3 |
5.2.3.1 |
6.2.3.1 |
7.2.3.1 определять историческое значение научного наследия Ш. Уалиха |
8.2.3.1 оценивать роль национальной печати в пробуждении общественно-полити |
9.2.3.1 |
6.2.3.2 |
7.2.3.2 объяснять особенности развития образования и просвеще |
8.2.3.2 |
9.2.3.2 |
||
6.2.3.3 |
7.2.3.3 оценивать вклад |
8.2.3.3 |
|||
6.2.3.4 |
7.2.3.4 |
8.2.3.4 |
|||
7.2.3.5 |
3) развитие государства:
Обучающиеся должны: |
|||||
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
|
Подраздел |
около 1 млн. лет назад –V век |
VI век - XVII век |
XVIII век - |
І половина |
ІІ половина |
3.1 |
5.3.1.1 показывать на карте расселение племенных союзов |
6.3.1.1 определять историчес |
7.3.1.1 оценивать роль курылтаев в Каракуме и Ордабасы в объединении народа против джунгарской экспансии |
8.3.1.1 оценивать деятельность представи |
9.3.1.1 объяснять особенности общественно-политичес |
5.3.1.2 объяснять формиро |
6.3.1.2 |
7.3.1.2 анализиро |
8.3.1.2 оценивать общественно-полити |
9.3.1.2 оценивать роль общественно-политических деятелей по отстаиванию национальных интересов |
|
5.3.1.3 |
6.3.1.3 |
7.3.1.3 определять причины и последст |
8.3.1.3 определять историчес- |
9.3.1.3 оценивать Конститу |
|
6.3.1.4 |
7.3.1.4 |
8.3.1.4 |
9.3.1.4 |
||
6.3.1.5 |
7.3.1.5 определять причины и последствия национально-освобо |
8.3.1.5 оценивать деятель |
9.3.1.5 |
||
6.3.1.6 |
7.3.1.6 |
8.3.1.6 |
9.3.1.6 |
||
6.3.1.7 |
8.3.1.7 |
9.3.1.7 |
|||
6.3.1.8 |
9.3.1.8 анализировать общественно-политическое развитие Независимого Казахстана |
||||
6.3.1.9 определять историчес |
9.3.1.9 |
||||
6.3.1.10 |
9.3.1.10 оценивать роль Лидера нации Н. Назарбаева в формировании Независимого государства |
||||
6.3.1.11 |
9.3.1.11 |
||||
6.3.1.12 |
|||||
3.2 |
5.3.2.1 |
6.3.2.1 |
7.3.2.1 |
8.3.2.1 |
9.3.2.1 |
5.3.2.2 определять взаимоотношения первых государ |
6.3.2.2 определять направле |
7.3.2.2 определять результаты внешней политики Казахского ханства |
8.3.2.2 |
9.3.2.2 |
|
6.3.2.3 |
7.3.2.3 |
9.3.2.3 |
|||
6.3.2.4 |
9.3.2.4 |
||||
6.3.2.5 |
|||||
6.3.2.6 |
|||||
6.3.2.7 |
4) экономическое развитие Казахстана:
Обучающиеся должны: |
|||||
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
|
Подраздел |
Около 1 млн. лет назад –V век |
VI век– |
XVIII век – XIX век |
І половина |
ІІ половина |
4.1 |
5.4.1.1 описывать занятия древнего человека |
6.4.1.1 выявлять экономическую взаимосвязь между кочевниками и оседлым населением |
7.4.1.1 определять последствия джунгарского нашествия на хозяйство казахов |
8.4.1.1 анализировать изменения, произошедшие в результате новой экономичес кой политики, сравнивая источники и аргументы |
9.4.1.1 оценивать изменения, имевшие место в сельском хозяйстве |
5.4.1.2 объяснять формирование кочевого скотовод |
6.4.1.2 определять особенности хозяйственной жизни кочевников |
7.4.1.2 анализировать влияние колониаль |
8.4.1.2 анализировать |
9.4.1.2 анализировать социально-экономические проблемы советского периода |
|
7.4.1.3 |
9.4.1.3 анализировать влияние процесса приватизации на экономику Республики Казахстан |
||||
7.4.1.4 |
9.4.1.4 |
||||
4.2 |
5.4.2.1 |
6.4.2.1 |
7.4.2.1 |
8.4.2.1 |
9.4.2.1 |
5.4.2.2 |
6.4.2.2 определять роль Великого Шелкового пути в развитии международных отношений |
7.4.2.2 определять изменения торговых отношений |
8.4.2.2 |
9.4.2.2 |
|
5.4.2.3 |
9.4.2.3 анализировать интеграцию Казахстана |
||||
9.4.2.4 исследовать влияние внешней торговли на экономику |
25. Количество часов на изучение раздела и тем распределяется учителем.
26. Настоящая учебная программа реализуется в соответствии с Долгосрочным планом по реализации Типовой учебной программы по учебному предмету "История Казахстана" для 5-9 классов уровня основного среднего образования.
Параграф 3. Долгосрочный план по реализации Типовой учебной программы по учебному предмету "История Казахстана" для 5-9 классов уровня основного среднего образования
5 класс:
Раздел |
Темы, содержание |
Цели обучения |
1 четверть |
||
Жизнь древних людей на территории Казахстана |
Вводный урок |
Общий обзор древней истории Казахстана |
Жизнь древнейших людей |
5.1.1.1 описывать антропологические признаки первобытных людей; |
|
Стоянки эпохи камня на территории Казахстана |
5.2.3.1 знать археологические открытия казахстанских ученых; |
|
Изменения в хозяйстве и совершенствование орудий труда |
5.4.1.1 описывать занятия древнего человека; |
|
Ботайская культура |
5.4.1.1 описывать занятия древних людей |
|
Зарождение металлургии на территории Казахстана |
5.4.2.2 объяснять влияние развития металлургии на различные сферы хозяйства |
|
Андроновская и бегазы-дандыбаевская культуры |
5.2.2.2 определять признаки андроновской и бегазы-дандыбаевской культур, опираясь на археологические источники; |
|
Древние наскальные рисунки Казахстана |
5.2.1.1 описывать верования первобытных людей; |
|
Путешествие в жизнь древних людей |
5.1.2.1 демонстрировать жизнь и быт первобытных людей в творческой форме |
|
Краеведение |
Легенды и сказания родного края |
5.2.2.9 объяснять значение легенд и сказаний о родном крае |
2 четверть |
||
Жизнь древних кочевников |
Освоение железа на территории Казахстана |
5.4.2.2 объяснять влияние развития металлургии на различные сферы хозяйства |
Возникновение кочевого скотоводства |
5.4.1.2 объяснять формирование кочевого скотоводства и земледелия; |
|
Материальная культура древних кочевников |
5.2.2.3 описывать особенности прикладного искусства древних племен; |
|
Мировоззрение древних кочевников |
5.2.1.2 описывать мировоззрение древних племен |
|
Саки |
Исторические сведения о саках |
5.3.1.1 показывать расселение племенных союзов на карте; |
Археологическая находка "Золотой человек" |
5.2.3.1 знать археологические открытия казахстанских ученых; |
|
Краеведение |
Памятники истории вокруг нас |
5.2.2.8 понимать уникальность памятников истории родного края |
3 четверть |
||
Саки |
Царские курганы Шиликты и Бесшатыр |
5.2.2.1 описывать археологические памятники; |
Берельские курганы |
5.2.2.1 описывать археологические памятники; |
|
Тасмолинская археологическая культура |
5.2.2.1 описывать археологические памятники; |
|
Сакская царица Томирис |
5.3.2.1 определять место ранних кочевников Казахстана на международной арене |
|
Подвиг Ширака |
5.3.2.1 определять место ранних кочевников Казахстана на международной арене |
|
Борьба саков против армии Александра Македонского |
5.3.2.1 определять место ранних кочевников Казахстана на международной арене |
|
Усуни и кангюи |
Письменные источники об усунях |
5.3.1.2 объяснять формирование древних государственных объединений; |
Развитие городской культуры кангюев |
5.4.2.3 объяснять возникновение Великого Шелкового пути; |
|
Общественное устройство кангюев |
5.1.2.2 объяснять особенности социальных групп; |
|
Материальная и духовная культура усунов и кангюев |
5.2.2.3 описывать особенности прикладного искусства древних племен; |
|
Краеведение |
Исторические личности края: бии, батыры и акыны |
5.3.1.3 объяснять роль исторических личностей в истории родного края |
4 четверть |
||
Гунны |
Объединение гуннских племен |
5.3.1.1 показывать расселение племенных союзов на карте; |
Взаимоотношения гуннов с соседними государствами |
5.3.2.2 определять взаимоотношения первых государственных объединений на территории Казахстана с соседними странами |
|
Переселение гуннов на Запад |
5.1.1.3 показывать на исторической карте направления переселения гуннов |
|
Аттила и его завоевательные походы |
5.1.1.3 показывать на исторической карте направления переселения гуннов; |
|
Сарматы |
Общественное устройство и хозяйственная жизнь сарматов |
5.2.2.1 описывать археологические памятники; |
Политическая история сарматов |
5.3.2.1 определять место ранних кочевников Казахстана на международной арене |
|
Обзор древней истории Казахстана |
Антропологический облик людей древнего Казахстана |
5.1.1.2 определять антропологический облик людей древнего Казахстана |
Путешествие в древний Казахстан |
5.4.1.1 описывать занятия древнего человека; |
|
Краеведение |
Краеведческий музей и исторические экспонаты |
5.2.2.7 характеризовать роль экспонатов в передаче исторического наследия |
Повторение |
6 класс:
Раздел |
Тема, содержание |
Цели обучения |
1 четверть |
||
Казахстан |
Вводный урок |
Общий обзор средневековой истории Казахстана |
Раннесредневековые государства на территории Казахстана |
6.3.1.1 определять историческую значимость формирования Тюркского каганата, выявляя взаимосвязи между событиями; |
|
Письменность древних тюрков |
6.3.1.2 объяснять особенности развития тюркских государств в VI-IX веках, выявляя их сходства и различия; |
|
Атлахская битва |
6.3.2.3 анализировать историческое значение Атлахской битвы; |
|
Огузское государство |
6.3.1.2 объяснять особенности развития тюркских государств в VI-IX веках, выявляя их сходства и различия |
|
Кимакский каганат |
6.4.2.1 определять влияние Великого Шелкового пути на развитие городской культуры; |
|
Исторические источники о тюрках |
6.2.2.3 характеризовать достижения кочевников в военном искусстве; |
|
Начало формирование тюркского мира |
6.3.2.1 объяснять миграционные процессы тюркоязычных племен, определяя взаимосвязь между историческими событиями; |
|
Краеведение |
Топонимы – свидетели времен минувших (история края в названиях населенных пунктов, рек и озер) |
6.2.2.6 обьяснять историю появления названий местности, городов, рек, озер, гор |
2 четверть |
||
Казахстан |
Политические процессы на территории Казахстана в X - начале XІІІ веков |
6.3.1.3 объяснять особенности развития тюркских государств в X - начале XІІІ веков, выявляя их сходства и различия; |
Государство Караханидов |
6.3.1.3 объяснять особенности развития тюркских государств в X - начале XІІІ веков, выявляя их сходства и различия; |
|
Найманы, кереиты и жалаиры |
6.3.1.3 объяснять особенности развития тюркских государств в X - начале XІІІ веков, выявляя их сходства и различия |
|
Кыпчакское ханство |
6.3.1.3 объяснять особенности развития тюркских государств в X - начале XІІІ веков, выявляя их сходства и различия; |
|
Роль Великого Шелкового пути в развитии международных отношений |
6.4.2.2 определять роль Великого Шелкового пути в развитии международных отношений |
|
Влияние Великого Шелкового пути на экономическое и культурное развитие средневекового Казахстана |
6.4.2.1 определять влияние Великого Шелкового пути на развитие городской культуры; |
|
Материальная и духовная культура тюрков |
6.2.2.5 описывать достижения кочевников в прикладном искусстве; |
|
Краеведение |
Хранители культурно-исторических традиций: народные ремесла края |
6.2.2.7 знать мастеров, внесших вклад в возрождение и развитие наследия традиционной художественной культуры края |
Повторение |
||
3 четверть |
||
Казахстан |
Образование монгольской империи |
6.2.2.3 характеризовать достижения кочевников в военном искусстве; |
Монгольские завоевания в Казахстане |
6.3.1.6 объяснять политические процессы в государствах в XIII-XV веках, используя карту; |
|
Последствия монгольского завоевания. |
6.1.1.2 определять этносоциальную структуру государств в XIII-XV веках; |
|
Образование улусов на территории Казахстана |
6.3.1.6 объяснять политические процессы в государствах в XIII-XV веках, используя карту; |
|
Ак Орда |
6.3.1.6 объяснять политические процессы в государствах в XIII-XV веках, используя карту; |
|
Могулистан. Ханство Абулхаир хана |
6.3.1.6 объяснять политические процессы в государствах в XIII-XV веках, используя карту; |
|
Культура Казахстана в XIII–XV веках. |
6.2.2.1 определять значимость кюев, легенд, шежире и эпосов как исторических источников |
|
Свидетельства средневековых путешественников о Казахстане |
6.4.1.2 определять особенности хозяйственной жизни кочевников; |
|
Формирование казахского народа |
Завершение процесса формирования казахского народа |
6.1.1.3 определять основные периоды формирования казахского народа, устанавливая связи между историческими событиями древности и средневековья; |
Образование единого Казахского государства |
Образование Казахского ханства |
6.3.1.9 определять историческое значение образования Казахского ханства; |
Краеведение |
Один народ – одна страна – одна судьба (народы моего края) |
6.1.2.2 характеризовать историю и традиции разных национальностей родного края |
4 четверть |
||
Развитие Казахского ханства в XVI - XVII веках |
Усиление Казахского ханства при Касым хане |
6.3.1.10 определять роль казахских ханов в укреплении государства; |
Внешняя политика Казахского ханства при Хакназар хане |
6.3.1.10 определять роль казахских ханов в укреплении государства; |
|
Укрепление южных границ Казахского ханства при Тауекель хане |
6.3.1.10 определять роль казахских ханов в укреплении государства; |
|
Укрепление единства Казахского ханства при Есим хане |
6.3.1.10 определять роль казахских ханов в укреплении государства; |
|
Казахско-джунгарское противостояние при Жангир хане |
6.2.2.3 характеризовать достижения кочевников в военном искусстве; |
|
Общественно-правовая система казахов при Тауке хане |
6.3.1.10 определять роль казахских ханов в укреплении государства; |
|
Социальная структура Казахского ханства |
6.1.2.1 определять роль социальных групп в Казахском ханстве; |
|
Экономика и культура XVI - XVII веков |
Духовная культура казахов в XVI - XVII веках |
6.2.2.1 определять значимость кюев, легенд, шежире и эпосов как исторических источников |
Материальная культура казахов в XVI - XVII веках |
6.2.2.5 описывать достижения кочевников в прикладном искусстве |
|
Традиционное хозяйство казахов |
6.4.1.2 определять особенности хозяйственной жизни кочевников |
|
Краеведение |
Живые свидетели истории родного края |
6.3.1.12 описывать героические и трудовые подвиги современных очевидцев в истории родного края |
Повторение |
7 класс:
Раздел |
Тема, содержание |
Цели обучения |
1 четверть |
||
Казахско-джунгарские войны |
Начало Отечественной войны против джунгарской агрессии |
7.1.1.1 объяснять демографические изменения и миграционные процессы в период джунгарских нашествий; |
Организация единого народного ополчения |
7.3.1.2 анализировать внутреннее политическое положение Казахского ханства; |
|
Казахско-джунгарские сражения |
7.3.2.1 объяснять роль ханов и батыров в борьбе против джунгарского нашествия |
|
Казахское ханство в XVIII веке |
История казахско-русских отношений до начала XVIII века. |
7.3.1.2 анализировать внутреннюю политику Казахского ханства; |
Начало присоединения Казахского ханства к Российской империи. |
7.3.1.2 анализировать внутреннее политическое положение Казахского ханства; |
|
Внутренняя и внешняя политика Абылай хана |
7.3.1.2 анализировать внутреннее политическое положение Казахского ханства; |
|
Краеведение |
Туристские маршруты |
7.2.3.5 предлагать пути создания туристских маршрутов |
2 четверть |
||
Культура Казахстана в XVIII веке |
Устное народное творчество казахов в XVIII веке |
7.2.2.1 оценивать значимость народного фольклора и музыкальных произведений как исторических источников; |
Материальная культура казахов в XVIII веке |
7.2.2.4 оценивать достижения прикладного искусства |
|
Колонизация и народно-освободительная борьба |
Военно-казачья колонизация Казахстана в XVIII веке |
7.3.1.3 определять причины и последствия колониальной политики Российской империи |
Национально-освободительное движение Срыма Датулы |
7.3.1.5 определять причины и последствия национально-освободительной борьбы казахского народа против колониальной политики; |
|
Царские реформы 1822-1824 гг. |
7.3.1.4 объяснять административно- территориальные изменения в результате реформ царской власти; |
|
Восстание казахов в 1836-1838 годах в Букеевской Орде |
7.3.1.5 определять причины и последствия национально-освободительной борьбы казахского народа против колониальной политики; |
|
Национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымулы |
7.3.1.5 определять причины и последствия национально-освободительной борьбы казахского народа против колониальной политики; |
|
Краеведение |
Неравнодушные сердца |
7.4.1.3 оценивать деятельность лиц, оказавших поддержку в развитие своего края |
Повторение |
||
3 четверть |
||
Колонизация и народно-освободительная борьба |
Взаимоотношения казахов со среднеазиатскими государствами в 40-е - в 60-е годы XIX века |
7.3.1.5 определять причины и последствия национально-освободительной борьбы казахского народа против колониальной политики; |
Завершение присоединения Казахстана к Российской империи |
7.3.1.2 анализировать внутреннее политическое положение Казахского ханства; |
|
Казахстан в составе Российской империи |
Административно-территориальные реформы в Казахстане во второй половине ХIХ века |
7.3.1.3 определять причины и последствия колониальной политики Российской империи; |
Освободительная борьба казахов в 1860-1870-х годах |
7.3.1.5 определять причины и последствия национально-освободительной борьбы казахского народа против колониальной политики |
|
Массовая крестьянская колонизация Казахстана |
7.4.1.2 анализировать влияние колониальной политики на традиционное хозяйство казахов; |
|
Казахстан в составе Российской империи |
Развитие капиталистических отношений в Казахстане |
7.4.2.1 определять влияние развития капиталистических отношений на экономику Казахстана |
Развитие ярмарочной торговли |
7.4.2.2 определять изменения, которые произошли в торговых отношениях в связи с развитием ярмарок |
|
Казахское общество во второй половине XIX века |
7.2.1.2 анализировать негативное влияние колониальной политики на развитие национальных ценностей; |
|
Краеведение |
Летопись родного края |
7.4.1.4 определять развитие важных исторических этапов родного края; |
4 четверть |
||
Культура Казахстана в XIХ- начале |
Развитие культуры в XIX веке |
7.2.1.1 определять ценность и значимость обычаев и традиций; |
Образование и просвещение в XIX веке |
7.2.3.2 объяснять особенности развития образования и просвещения в XIX веке |
|
Шокан Уалиханов - первый казахский ученый |
7.2.3.1 определять историческое значение научного наследия Ш.Уалиханова |
|
Ы. Алтынсарин - педагог-новатор |
7.2.3.3 оценивать вклад Ы. Алтынсарина в развитие просвещения |
|
Абай Кунанбаев – великий мыслитель |
7.2.2.2 оценивать деятельность А. Кунанбаева как акына, мыслителя, общественного деятеля |
|
Развитие устной исторической традиции казахов в конце XIX - начале XX веков |
7.2.3.4 определять значение трудов Ш. Кудайбердиулы, М. Копеева и К. Халида как исторических источников |
|
Краеведение |
История моей школы |
7.2.2.6 определять историю своей школы на основе разных источников |
Повторение |